Форум » О танце и технике » о терминах » Ответить

о терминах

bellydanceforum: BELLY DANCE - О ТЕРМИНАХ Обычно новички в танце живота теряются в названиях и терминах, используемых на форумах сайтов и в разговорах, и иногда невольно подменяют истинное значение вещей воображаемым. Поэтому позволю себе маленький ликбез о том что, кто, где и как в волшебном мире, называемом Belly Dance. Начнем с самого начала... ТАНЕЦ ЖИВОТА, БЕЛЛИДАНС (BELLYDANCE, BELLY DANCE), ОРИЕНТАЛЬ (ORIENTAL) – в большинстве своем это названия танца, исполняемого женщинами и/ли мужчинами в национальных арабских или стилизованных под них костюмах с использованием характерных движений и используемых предметов (тростей, цимбал и т.д). Подробнее об истории и развитии танца можно узнать на соответствующих сайтах. Обычно эти сведения являются либо результатом частных исследований (обычно этим занимаются близкие к танцу люди – танцовщицы, хореографы), либо продуктом многолетнего пиара – о, эти красиво составленные полусказки с элементами реальных фактов. Лично я не берусь судить, что есть правда, а что нет, т.к. история, а особенно бурная история стран Ближнего Востока и Северной Африки, предмет слишком туманный, и опирается не только на документально подтвержденные факты, но и на чьи-то личные теории. Пусть этим занимаются историки. Термин «ориенталь» охватывает более широкий диапазон фольклорных и стилизованных под них танцев стран Востока. Это могут быть персидские, узбекские, турецкие и т.д. танцы. В фитнесах Москвы ориенталем (он же фитнес-bellydance) иногда называют адаптированные под спорт занятия танцем живота. СТИЛЬ ТАНЦА ЖИВОТА – своеобразная манера исполнения движений танца, исполняемая по особым случаям, в присущих только этому стилю костюмах. Все стили имеют своими родоначальниками древние народные танцы стран Северной Африки, Малой Азии и Персидского залива, но различаются по способу возникновения. Условно можно разделить стили на фольклорные (народные) и смешанные. Гавейзи (Ghawazee), халиджи (khaliji), саиди (saidi), дабки, андалузия, фаллахи (fellahi), нубия, хагалла (hagallah), балади (balady) - все это стили фольклорного арабского танца – и их довольно много. Начало такое многообразие берет из количества провинций, где народные танцы танцуют мужчины или женщины в своём национальном костюме, иногда с характерными для этой местности предметами и движениями. Но в целом, многие па из разных стилей похожи друг на друга, отличаясь только по манере исполнения. Классический беллиданс (bellydance), tabla solo, ракс шарки (raks sharky), шааби (modern style – shaabi), авалем-данс (он же шамадан, танец с канделябром), старый стиль (old style или oriental), танец с саблей, бубном - это как раз то, что мы обычно называем танцем живота, исполняемым под соответствующую музыку, с различными аксессуарами и немного отличающимися по настроению. Многие исследователи сошлись на том, что этот стиль появился в середине прошлого века как завлекательное представление для туристов, кардинально поменяв национальную галобею (одежда наподобие расшитой длинной рубахи) на более открытые платья с обильными украшениями, а потом, при поддержке Голливуда, и совсем откровенные с точки зрения арабской морали модели. Думаю, его с натяжкой можно назвать фольклорным египетским танцем, тем не менее, он во многом явился родоначальником смешанных стилей. Таких как: Порт-саид, арабское фламенко, melaya luff (он же эскандерани, искандерани или александрия) - стили, созданные более современными хореографами Египта и других стран Северной Африки, с хорошей фольклорной основой и сохранением местного колорита, однако с выделением в танце некоторых особенностей или внесения движений других танцев. Особняком стоит стиль фараоник (pharaonic) – считается, что этот танец исполнялся во дворцах фараонов. В настоящее время он представляет из себя реконструкцию, основанную на изображениях египетских фресок. Трайбл (tribal), американ фьюжн (american fusion), кабаре (cabaret), шоу-bellydance – все эти стили появились в результате скрещивания танца живота с другими танцевальными техниками. Например, с йогой, бальными танцами, цирковыми трюками, различными трансовыми техниками и т.д. Здесь царит полное разнообразие в выборе костюма, музыки и танца. Многие египтяне считают эти стили не относящимися к танцу живота. МАНЕРА (СТИЛЬ) ИСПОЛНЕНИЯ – это загадочное слово обозначает то, с каким настроением танцовщица исполняет тот или иной элемент. Что выражает её лицо в этот момент, насколько изящно или резко она это делает, использует много мелких деталей в постановке или её движения размашисты, одевает юбку с разрезами до пупка, или закутывается в закрытое платье. Существует несколько общепризнанных школ (манер) исполнения – турецкая, египетская и ливанская. Есть и менее распространенные – албанская, македонская и т.д. Сюда же относится и новомодный теперь в России термин «арабизм», обозначающий степень того, насколько естественно будет смотреться танцовщица на родине танца живота, т.е. в Египте. Термин «манера» относится и к разнице между тем, что котируется на танцевальных конкурсах, и что предпочитает публика в ресторанах. Частенько можно услышать «девушка из ресторана», или то же самое, но с точностью до наоборот. Это означает, что танцовщица не позаботилась сменить манеру исполнения, чтобы быть естественной в данном окружении и соответствовать его основным требованиям. ТЕХНИКА ТАНЦА – этим словом обычно обозначают то, как выполняются движения танца с точки зрения опорно-двигательной системы человеческого тела. Здесь можно оценить, насколько амплитудно и гармонично выполняются фигуры танца, как ставятся ноги, как работают руки и колени, и как расположен корпус (осанка). В отличие от сильной своими балетными и другими хореографическими наработками Европы (и России в том числе), египетские танцовщики в большинстве своем не страдают такими хореографическими «излишествами», как выворотоность стопы, тянущийся носок, хореографичные руки и т.п. Ярчайшим примером такого является, по-моему, Дина – самая известная, высокооплачиваемая и харизматичная танцовщица Египта. Думаю, её «пьяная» походка повергнет в ужас любого хореографа. ПРОФЕССИОНАЛ ТАНЦА ЖИВОТА – этот термин имеет несколько значений. С точки зрения профессионализма как профессии, таким словом можно назвать любую танцовщицу, зарабатывающую этим себе на жизнь. С другой стороны, различные танцевальные организации и известные преподаватели определяют разницу между любителями и профессионалами, проводя соответствующие конкурсы и выставляя оценки участницам в соответствии со своими личными приоритетами. В России этим занялись Общероссийская Танцевальная Организация (ОРТО), курирующая бальные и другие современные виды танцев, недавно сформировавшаяся Лига Профессионалов танца живота, и иные танцевальные организации, занимающиеся другими направлениями, например, хастлом. Многие исполнители bellydance или организаторы школ танца живота в настоящее время формируют свои собственные федерации, лиги и т.д. и проводят свои собственные конкурсы. Как в известной пословице - не боги горшки обжигают. :) КОНКУРС (КУБОК, ЧЕМПИОНАТ, ФЕСТИВАЛЬ) ПО ТАНЦУ ЖИВОТА – мероприятие, которое проводится с целью выявить наиболее достойных танцовщиц. Зрелищность, престиж, судейство целиком и полностью зависит от организатора. Самым престижным в Египте считается ежегодный Каирский фестиваль, проводимый звездой беллиданса Ракией Хассан, на котором могут выступить танцовщицы из разных стран. В России такие конкурсы проводились и проводятся самыми различными организациями – танцевальными (ОРТО, Лига, и другие Федерации танца), различными казино, ресторанами, и даже фитнес-центрами, и результаты определяются теми или иными предпочтениями организатора, не всегда бесспорными. Как правило, в России приставка Международный (или Мира) означает присутствие конкурсанток из стран ближнего зарубежья, а если повезет – дальнего (Болгария, Германия), но далеко не всегда звёзд беллиданса. ЗВЕЗДА БЕЛЛИДАНСА – известная танцовщица, исполняющая танец живота. Это не официальное звание, как, например, народный артист СССР, а, скорее, устоявшееся общественное мнение или признание коллег. Впрочем, нельзя скидывать со счетов и элементарный PR. Египетские и ливанские звезды – мадам Бадия, Сухер Заки, Ракия Хассан, Мона Саид, Дина, Амани... Российские – Роксана Дженит, Наталья Стрельченко, Мария Шашкова, Мария Кузнецова, Вилена Ермолаева, Елена Рамазанова, Татьяна Розенталь... В каждой стране, где занимаются танцем живота, есть свои знаменитые танцовщицы – прошлого или настоящего. Беллиданс распространён повсеместно – ежегодно на каирском фестивале можно увидеть танцовщиц из Бразилии, Германии, Италии, Дании, Израиля, США и других стран. Тиана http://oriental.my1.ru/publ/1-1-0-3

Ответов - 1

bellydanceforum: Bellydance в терминах "от А до Я" А Andalusian (андалусия) - испанский стиль восточного танца, вдохновленный мавританской культурой танец с размашистыми движениями и причудливыми позами. Обычно исполняется в тюрбане и платье бледных цветов с длинными рукавами. Arghul (архул) - арабская раздвоенная флейта. Asaya (асайя) – арабский термин обозначающий трость, изготовленную из бамбука. Используют ее как для танца Саиди, так и повседневно в жизни. Aswan (асуан) - Южная (верхняя) часть Египта. В Bakhour (бахор) - природный ладан, изготовленный из смолы, имеет запах различных ингридиентов: сандалового дерева, Используется у арабов для запаха в парфюмерии, в табакокурении. В танцах используется на свадебной процессии - Zaffa или Zaar. Beledi (беледи) - (в переводе в арабского ” Балад”- страна) - фольклорный египетский танец с использованием белой галабеи и повязанного черного платка, движения – более приземленные, в основном бедрами.Одноименный ритм. Bedleh (бедлех) - ( араб.- платье,костюм) - название классического костюма для танца живота , обычно стиля кабаре. Buzouk (бузуки) - греческая лютня, с более удлиненным грифом. Bourka (борка) - повязка, сделаная из вязаной ткани и покрывающая нижнюю часть лица, часто используется для фольклорных танцев ( Александрии). С Chifttetelli (чифтетелли) - греческий и турецкий стиль танца, в котором движения приходятся на нижнюю часть корпуса .Также это одноименный ритм. D Dabke (дабка) - груповой мужской и женский фольклорный танец, исполняемый синхронно.Часто используется в Ливане, Сирии и Ираке. Одноименный ритм. Dance du ventre (данс де винтре) - французкое название танца живота. Daraba (дарада)- марокканский ритм. Darbouka (дарбука) - турецкий и арабский барабан, сделанный из кожи. Darj (дарж) - иранский ритм ( счет 6/8). Dohhola (дохол) - египетский огромный барабан. Duhhoul (духол) - в переводе с арабского- “выход”, слово, используемое танцовщицами как межансе. Dom (дум) - низкий базовый звук барабана. E Eskandereya (эскандари) - фольклорный танец из Северной части Египта, г. Александрия. Флиртовой и игривый танец с использованием короткого платья и мелаи (черного платка), в который танцовщица заворачивается. F Fellaha (феллаха) - египетская крестьянка. Fellahi (феллахи) - египетский вид танца, где используются быстрые движения бедрами.Танцуют этот вид танца в длнных ярких платьях с пампонами, иногда с кувшинами. Fustan (фустан) - (пер. с араб.) – “ платье”. G Galabiya (галабея) - длинное платье с вышивкой свободного покроя,используется арабскими женщинами для намаза. Guedra (гуэрда) - ритуальный молебенный танец, исполняемый берберами. Ghawazee (гавази) - стиль танца цыганского племени в Египте c использованием цимбалов. Н Hafla (хафла) - (пер. с араб.) – вечеринка, где обычно собираются танцовщицы,иногда певцы.В более широких кругах – это фестивали. Haggala (хаггала) - энeргичный фольклорный танец бедуинов Западной пустыни. Характерен подскоками. Используется ритм – хаггала. Широко распространен в Египтe. Henna (хенна) - декоративная татуировка на руках (иногда на лице), сделанная из хны, используемая арабскими женщинами на праздниказ и свадьбах. К Karsilama (карсилама) - турецкий фольклорный групповой танец с использованием ритма на счет 9/8. Также название одноименного ритма. Kawala (каваль) - арабская флейта, издающая глухой высокий звук. Ранее использовалась пастухами. Khaliji (халиджи) - групповой народный танец стран Персидского залива, движения которого включают в себя тряску плечами , хлопки в различных ритмах и махи волосами.Одноименный ритм. Традиционная одежда - Fustan Khaliji. М Maya (майя) - танцевальное движение, когда бедра двигаются вертикально вниз по траектории восьмерки. Макам (макам) - (пер. с араб. - место, положение) - один из основных принципов музицирования в арабской музыке, подразумевающий в каждом случае определенный тип мелодического и метроритмического развертывания композиции. Имеет значения: лад, жанр, иногда - название произведения. Распространен в иранской и турецкой музыке. Mawal (маваль) - сольное исполнение партии без ритма,где певец растевает произвольно мелодию. Mazhar (мазхар) - арабский ударный инструмент, по величине больше чем табла, на деревянной основе которого расположен ряд цимбалов. Часто барабанщик следует за танцовщицей, держа в руках мазхар. Mervlana (мервлана) - турецкий исполнитель трансового танца, в котором мужчина одетый в юбку ( дервиш ) , крутится не переставая. Melaya el’Laf (мелая) - черная накидка, используемая в египетском фольклорном танце Александрия. Mizmar (мизмар) - арaбская дудка, сделанная из 3 различных частей дерева. Обычно на ней аккомпанируют танцовщицам в Египте на свадьбах, а также в Ливане в танца дабка. Mutreb (мутреб) - (пер. с араб.) - певец. N Nawari (навари) - ливанский вид барабанного ритма. Nay (най) - вид флейты. Nubian ( нубия) - вид группового фольклорного танца с границы Египта с Суданом.Танцуют в длинных белых или богато расшитых кафтанах. О Oriental (ориенталь) - английское название “Восточный танец”- классический вид танца, где особенно используются руки, классические повороты. Oud (удд) - вид арабской лютни, сделаный из дерева, имеет шесть двойных струн. Ранее бедуины аккомпанировали с помощью оуда певцам поэм, сейчас оуд является неотъемлемой частью оркестра, особенно для танцовщицы при исполнении такасим. Q Qanoon (канун) - арабский струнный музыкальный инструмент, очень похожий на гусли.Выполнен в виде плоской деревянной дощечки. Исполнитель держит его на коленях. R Rababa (ребаб) - струнный музыкальный инструмент с двумя струнами, при игре держится верикально . Встречается в Верхней части Египта или Марокко. Raqs (ракс) - ( пер. с араб.- вид танца)- обычно сопровождается принадлежащим стилем , Raqs Al Assaya (ракс аль асайя), Raqs al Shamadan(ракс аль шамадан), Raqs Sharki (ракс шарки), Raqs el Beledi (ракс эль беледи). Raqs Sharki (ракс шарки) - арабское название восточнного танца. Обычно используют в Ливане, Сирии, Египте. Raqqasa (ракасса) - танцовщица Ракс шарки. Riq (или Reh ) (риг) - вид небольшого тамбурина с цимбалами. Иногда используют, как основу ритма для маваля. S Saggat (сагаты) - (пер. с араб.)- две пары небольших тарелочек ,одеваемых на большие и средние пальцы.Танцовщица издает различные ритмы во время танца. Чаще используют в египетских видах танца. Saidi (саиди) - вид танца верхней части Египта. Традиционно исполнялся мужчинами с палками, изображая борьбу . Используется ритм саиди. Saudi (сауди) - название , связанное с регионом Саудовской Аравии. Ритм сауди. Shikhat (шикхат) - популярный в Марокко вид танца. Изначально существовал как свадебный танец, где невесту обучали движениям бедрами , грудью для первой брачной ночи. Теперь этот танец исполняется повсеместно, как семейный. Shaabi (шааби) - стиль современного “уличного” египетского танца. Обычно игривый и шуточный. В нем используется много мимики и жестов. Стиль шaaби исполнялся певцами Ahmad Adawiya (Ахмад Адавия), Hassan el Asmar (Хассан эль Асмар), Shabaan Abderahim (Шабан Абдерахим). Shamadaan (шамадан) - название канделябра, одеваемого на голову танцовщицы.Традиционно исполнялся на свадьбах, где танцовщица с шамаданом на голове и цимбалами, вела молодоженов к трону а затем исполняля сольный танец. Обычно популярен в Египте. Т Tabl (табл) - огромный барабан, одеваемый на одно плечо. Для игры используют две палочки.Барабан используется в фольклорных танцах Ливана,Сирии и Иордании, в основном как элемент дабки. Tak (тек) - высокий звук дарбуки. Tahteeb (тахтеб) - палка с прямым концом, используемая мужчинами в танце саиди. Tanoora (танура) - (пер. с араб.)- юбка. Или египетское название дервиша. Taqseem (такасим) - импровизация танцовщицы в медленной части мелодии, как правило в середине танца. Обычно используется один инструмент для исполнения такасим: оуд, най , канун или скрипка. Toura (тура) - большие цимбалы , используемые музыкантом в оркестре. Tribal (трайбл) - групповой танец , дошедший до нас из Северной Америки. Имеет смешанный стиль. Движения скованные, медленные с меланхоличным оттенком. В костюмах используются широкие юбки ,тюрбаны на голове. Музыка обычно имеет смешаный стиль ( африканский, восточный , индийский). Часто используются аксесуары: цимбалы, мечи. W Wahda el kbeera (уахда эль кбера) - ритм 8/4 , акцентируется на одном ДУМ. Используется как основа при исполнении маваля. Z Zaafen (заффен) - групповой фольклорный танец из Йемена, исполняемый на свадьбах и праздниках. Когда танцуется мужчинами, включает в себя очень бойкие степы и напоминает дабку, но содержит атлетические приседы. Zaar (зар) - трансовый вид восточного танца , исполнемый женщинами в Египте. Характерные движения - продолжительные махи волосами, круги верхней частью корпуса. Иногда используют бахор для запаха. Считается танцем для изгнания злых духов, сопровождаются кличем. Zaffa (заффа) - (пер. с араб. - хлопать) – свадебная процессия в Египте , Ливане , Сирии. Музыканты и танцоры ведут невесту и жениха к небольшой украшенной сцене под аккомпанимент барабанов , мизмара, труб с характерны ритмом – эаффа. После этого танцовщица исполняет сольный танец с использованием сагат. Одноименный ритм. http://www.nourdance.ru/str19.html



полная версия страницы